УЧЁБА.
Анатолий Савин родился 4 января 1951 года в городе Львове.
Шестиклассником пришел заниматься в театр «Ровесник» при Львовском дворце пионеров (руководитель П.П. Зозуляк). А когда при Львовском ТЮЗе был организован школьный совет друзей театра, он вошёл в его состав. Вместе с другими ребятами выходил на сцену детского профессионального театра в небольших ролях и массовых сценах.
В 15 лет Анатолий Савин создал свой первый «театр» школьный «Молодёжно-Экспериментальный театральный ансамбль-66» (МЭТа-66), где он был главным режиссёром. Вместе со своими сверстниками он поставил спектакль по пьесе Г.Шмелёва «Всё не так просто» - о жизни школьников.
В восьмом классе Анатолий твёрдо решил, что будет режиссёром. С этой целью он освоил курс актёрской грамоты на театраль-ном факультете Московского заочного университета искусств.
Одновременно со школьным аттестатом зрелости он получил свидетельство об окончании курса основ режиссуры. Его зачислили режиссёром в комсомольско-молодёжный театр «Пламя» при одном из дворцов культуры Львова, а через год там же он возглавил народный театр.
Но молодой режиссёр мечтал о профессиональной сцене.
Дважды он поступал в ГИТИС - в первый раз его не взяли из-за сильного украинского говора. Год усердных занятий речью, и Анатолий Савин - студент Московского государственного института театрального искусства имени А. В. Луначарского (мастерская народного артиста СССР, профессора И.М. Туманова).
Во время учёбы он создаёт молодёжные театральные студии в подмосковных городах Ступино и Ногинске, где выпускает ряд спектаклей.
ПРИХОД АНАТОЛИЯ САВИНА.
В 1978 году главным режиссером театра становится выпускник ГИТИСа Анатолий Савин. Ему - 27 лет, и он самый молодой главный режиссер в СССР.
Первая встреча коллектива и режиссера показала - у Лысьвенского театра есть высокий актёрский потенциал, настоящая культура, вкус и потребность в творчестве. У Анатолия Савина было врождённое чувство такта, художественный вкус и внимание к людям, поэтому очень скоро он завоевал уважение новых коллег.
В первом же сезоне режиссер заявил серьёзный репертуар, сделав ставку на старшее поколение актеров. Но вместе со сложившимися мастерами в театре начали серьезно работать и с творческой молодежью. Появилась студия, и параллельно с такими спектаклями, как «Царь Фёдор Иоаннович», «Ревизор», «Последний срок», «Большевики», «Последние», «Ретро», Савин создал молодежные по исполнительскому составу спектакли «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты….», «Ромео и Джульетта». Он поддерживал любые смелые эксперименты, поощрял всё, что вызывало у зрителя интерес.
B 1980 году в Перми с успехом проходят гастроли театра и первая проблема, с которой сталкивается театр и молодой режиссёр после первых творческих успехов, полупустой зрительный зал у себя дома. Озабочен этим и директор театра Ю.И. Жарин. Он выступает в газете «Искра» с эмоциональной корреспонденцией: «Нужен ли городу театр?».
Отучить зрителя от театра можно легко - достаточно год-два поиграть легковесные, бездумные пьески. Чтобы вернуть зрителя в театр, нужны годы. И А.А.Савин начинает поиск путей к «своему» зрителю. Эта борьба за зрителя велась им на протяжении всей его жизни.
Большим событием стала областная режиссёрская лаборатория по проблеме «Русская классика на сцене театра», проходившая в Лысьве. Спектакли «Царь Фёдор Иоаннович» и «Ревизор» получили высокую оценку критиков и зрителей.
О театре заговорили как о коллективе с большими творческими возможностями, о нем писала региональная пресса, спектакли транслировались на областном телевидении, да и гастроли в областном центре стали регулярными.
После ухода Ю.И. Жарина с должности директора театра на его место был назначен новый руководитель. Его попытки повлиять на творческий процесс привели к тому, что Анатолий Савин принял решение покинуть Лысьву, Было это в 1983 году.
Через два года он вернулся в Лысьву, в свой театр, но не узнал его. Труппа наполовину состояла из новых людей. Легендарных «стариков» уже не было. В репертуаре - пьесы на злобу дня».
Нужно было всё начинать сначала...
Савин остался верен себе. По-прежнему он сделал ставку на проверенных актеров. Каждую новую пьесу Анатолий Афанасьевич осмысливал с позиций творческих возможностей и личных интересов конкретного исполнителя той или иной роли. И снова заблистали имена Александра Миронова, Ивана Котова, Аллы Краевой, Олега Павлова, Клавдии Савиной, Галины Дубровиной. Начался второй взлёт Лысьвенского театра под его руководством.
СТАНОВЛЕНИЕ.
Свою творческую судьбу Анатолий Савин создавал сам. Желание учиться, совершенствоваться, не оставляло его никогда. В работе он полагался на дар Божий и огромную трудоспособность, справедливо считая, что «научить нельзя, можно только научиться».
Будучи школьником, писал великому Товстоногову и Наталье Сац, и получал ответы на свои вопросы. В дальнейшем находился в личном контакте и переписке с авторами многих пьес.
Для дипломного спектакля Анатолий Савин выбрал пьесу, ещё не видевшую света рампы, публицистическую драму о событиях в Чили литовского драматурга Альбертаса Лауринчукаса «Мгновение истины». На премьеру приехал сам автор.
Первым в Советском союзе Анатолий Савин поставит пьесу «Сыщик, или никто» по книге Астрид Линдгрен - и обрадованная этим событием самая известная сказочница мира пришлёт ему поздравительную открытку, а афиша спектакля долгие годы будет висеть в ее квартире.
В Дзержинске судьба подарит Савину встречу с московским драматургом Игорем Дорониным, и их знакомство на многие годы перерастёт в дружбу. На сцене Лысьвенского театра будет поставлена пьеса Эдуарда Хлысталова «Решающий довод».
Анатолию Савину будет обязан рождением спектакля «Прощание славянки» пермский драматург Владимир Виниченко.
Первую постановку своей пьесы «Родительский день» Анатолию Савину доверил Николай Коляда.
В 1998 году в постановке Анатолия Савина впервые обретут сценическую жизнь пьесы москвички Ольги Михайловой «Буран» и харьковского драматурга Зиновия Сагалова «Сапоги на ужин». Специально для Лысьвенского театра пьесу «Екатерина Вторая, гренадёр и шаман сибирский» напишет драматург из Екатеринбурга Эдуард Вериго.
НАСТАВНИК.
В работе Анатолий Савин был требователен к себе и коллеам, и стремился всегда достигать максимальной отдачи. В театре не было мелочей - каждая из репетиций превращалась в творческую лабораторию, где на равных работали режиссер и труппа.
Савину хотелось, чтобы его актеры имели возможность встретиться на сцене с признанными мастерами. По его просьбе в театр приезжали Евгений Леонов, Олег Янковский, Виктор Проскурин, Александр Абдулов, Леонид Ярмольник, Юлий Ким. Со многими из них его связывали дружеские отношения. Они выходили на подмостки с актёрами театра, давая им мастер-класс и даря своё творчество зрителю.
Когда перед театром встала проблема смены поколений, Савин принял решение заняться преподавательской деятельностью в Пермском институте искусств и культуры.
Профессором Анатолием Савиным было выпущено несколько курсов актёров и режиссёров, многие его ученики работают в театрах Пермского края. Им было подготовлено методическое пособие «Режиссура как искусство организации», по которому учатся и нынешние студенты.
8 сентября 1993 года Лысьва запомнила навсегда. В здании драматического театра вспыхнул пожар, уничтоживший зрительный зал и сцену. Театр должен был начать свой юбилейный, 50-й сезон.
Пожар был страшен - всего за полчаса рухнул потолок зрительного зала, огонь добрался до исторической части здания. К горящему театру собрался весь город - люди стояли под проливным дождем до самой темноты.
Казалось, что шансов на спасение театра нет - огонь уничтожил все. Но администрацией города было принято решение - здание театра будет восстановлено. Общая стоимость строительства должна была составить 1,5 млрд. рублей (в ценах 1993 года). Сумма эта была астрономической.
«Народ - себе!» Такие слова мечтал высечь на фронтоне восстановленного театрального здания Анатолий Савин. К сбору средств на строительство подключился весь город. На адрес руководителя театра шли письма и телеграммы со всех концов страны - писали руководители столичных театров и простые горожане, кооператоры и бюджетники, заводчане и работники культуры. И каждый день на счет поступали пусть небольшие, но реальные средства - их приносили даже пенсионеры и школьники.
Труппа театра получила временную прописку во Дворце творчества детей и юношества. И тут же продолжила подготовку к новому театральному сезону. Спектакль по пьесе Юлия Кима «Клерон», стал первой премьерой сезона, на которую приехал автор пьесы.
Театр продолжал жить и работать.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ.
Восстановительные работы в здании начались сразу же после пожара. Координировал их заместитель директора театра по строительству В.С. Собецкий. В уцелевшую часть здания были поданы тепло, электричество, вода.
Реконструкция здания пришлась на тяжелые времена - денег в городском бюджете практически не было. И все же каждый год город продолжал выделять средства на строительство. К чести всех мэров этого долгого периода - О.П.Ананьина, В.Д.Новосе-лова, В.Ф. Фиониной, С.А. Рихтера - вопрос об отказе средств на его восстановление ни разу не вставал.
Серьезную помощь в реконструкции театра оказал «Клуб директоров «Бизнес-контакт». По инициативе его председателя В.С.
Тетюева был создан Фонд культуры, главной задачей которого стал сбор средств на восстановление театра.
За долгие 14 лет восстановления из руин труппа не прекращала свою деятельность, выпускала спектакли, ездила на гастроли и фестивали, доказывала людям с обеих сторон рампы, что театр жив!
Сцена была открыта в мае 2004 года, реконструкция исторической части здания театра, уцелевшей от пожара, закончена в октябре 2007 года.
УХОД.
Годы нагрянувших испытаний - пожар в театре, восстановление здания в нелёгкое время - проявили в Анатолии Савине трудолюбие, граничащее с подвижничеством, хватку хозяйственника, эрудицию и аналитический ум политика, которые снискали ему уважение горожан.
18 июня 1999 года жизнь Анатолия Савина внезапно оборвалась.
Это стало огромной утратой для театрального мира. И тяжелой потерей для города.
Посмертно Анатолию Савину было присвоено звание Почётного гражданина города Лысьва, а 24 ноября 2000 года, по решению Законодательного собрания Пермской области, имя Анатолия Афанасьевича Савина было присвоено лысьвенскому театру.
Его при жизни называли «лицом театра». Для многих два понятия - театр и Савин - были неразделимы. Теперь они слились воедино: театр имени Анатолия Савина.